MEETING OF STYLE (HOMEL CITY – 2003)
Путевые заметки
В дни, когда вся украинская общественность готовилась праздновать День Независимости, в соседней Беларуси в рамках ежегодного летнего тура Montana Colors прошел серьезный граффити-фестиваль. В городе Гомеле состоялась финальная акция тура, завершающая действо. Логический ряд «Гомель – усатый Бацька-президент – граффити» вызывал большое недоумение, которое, однако, не помешало нашим райтерам отправиться в путь. On the Road
Приехать на фестиваль вовремя мне не удалось, поскольку денег на прямой поезд до Гомеля не хватило. Поразмыслив как следует, я сообразил, что можно добраться и куда более дешевым способом – электричкой до Чернигова, а дальше уже на перекладных. Мне повезло, и я сел на автобус, идущий до Гомеля; билет стоил всего 8 гривен. В автобусе какая-то старушка, не смущаясь, вручила мне внушительные узлы, в которых находилось около 10 кг помидоров и 5 кг перца. Как она объяснила, я должен был помочь ей пронести все это богатство сквозь таможню. Я поинтересовался, не возникнет ли у меня проблем в связи с контрабандой овощей, на что моя попутчица ответила, что все будет в порядке. Автобус опоздал на полтора часа. На границе меня спросили, что я везу в сумках. Ответил, что немного красок и овощи: перец и помидоры. Убедившись на ощупь, что я не нарушаю таможенного законодательства, офицер спросила, в чем состоит цель моего визита в Республику Беларусь. Здесь я замешкался: если к вопросу о том, что находится в моей сумке, я готовился всю дорогу, то вопрос о цели визита, признаюсь, застал меня врасплох. К счастью, на ум пришла некая вербальная конструкция, которую я тут же пионерским тоном и выпалил: «Имею честь быть приглашенным на Международный фестиваль рисования, проходящий в данный момент в городе Гомеле» (о том, какого рода это «рисование», конечно же, я промолчал). И хотя я не смог бы документально подтвердить наличие приглашения, мотивация визита была признана удовлетворительной.
In Homel fair city, where girls are so pretty
И вот, наконец, впервые в жизни я покидаю свою страну и путешествую по просторам одной из бывших советских республик. Вот она, Беларусь! Ловлю себя на том, что мысли, звучащие у меня в голове, понемногу «обеларусиваются» – звук «ч» становится тверже, «д» превращается в звонкий «дз», а звуку «о» постепенно отказывает в праве на существование нахальное «а». Параллельно замечаю некоторые отличия белорусской действительности от привычной мне украинской. Оказывается, наши комичные гаишники, все как один похожие на Луи де Фюнеса, сильно контрастируют с довольно грозными с виду местными гаишниками, которые в мирное время расхаживают в касках (!). С чего бы это?
Если вы думаете, что в Гомеле меня ожидала праздничная атмосфера, а улицы города были украшены флажками и транспарантами в связи с проведением «международного фестиваля рисования», то вы ошибаетесь. Битых два часа я бродил по городу в поисках какой-нибудь афишки, которая могла бы пролить свет на то, где все-таки проводится фестиваль. Не помогла мне и детвора, одетая в широкие штанишки, – хотя, казалось бы, кто еще мог лучше знать, что происходит в их собственном городе? Пришлось преодолевать последствия информационного вакуума своими силами. Как мне сказал еще в Киеве Сік, один из наших райтеров, официально приглашенных на фестиваль, место встречи – набережная реки Сож. А набережная, как известно, – понятие очень растяжимое. Ходишь-бродишь вдоль реки, а где эти стены, на которых рисуют граффити – неясно. К моему огромному облегчению, в тот момент, когда я начал сомневаться в том, что в этом городе вообще проходит какой-либо фестиваль, моего слуха достигли некие знакомые вибрации. Вскоре я увидел первый образец райтерского искусства. Ура: я на месте.
С первого взгляда я понял, что не зря преодолевал расстояния и трудности. Армия райтеров корпела над рисунками, звучал олд скул, интересные люди бродили тут и там, наблюдая за происходящим. Среди публики было множество красивых девушек. Я, конечно, понимал, что назавтра ситуация изменится: райтеров станет меньше, на смену олд скулу придет дурацкий рэп, интересные люди сопьются, а девушки, соответственно, станут еще красивее. Но это будет потом, а сейчас надо немедленно начинать веселиться, ведь я и так опоздал на целый день! Справедливо отметив, что без пива как следует повеселиться не удастся, я отправился на поиски этого напитка. Однако никакого пива поблизости не оказалось! Представьте себе огромную массу людей, далеко не трезвенников, собравшихся отнюдь не для пения псалмов… и полное отсутствие пива. Нет его нигде – и все!
В результате длительных поисков пиво в одном из близлежащих шапито все-таки нашлось («Балтика», правда, ну да чего уж там). Чувство обиды, вызванное отсутствием ценнейшего для украинца продукта, стало отступать. Однако в ответ на робкую просьбу страждущего продавщица резко рявкнула: «До двадцати пиво не продаем!» Попытавшись выдавить из себя улыбку, я
спокойно полез в карман за паспортом, чтобы продемонстрировать ей данные о дате своего рождения, рассеяв тем самым сомнения относительно степени моей зрелости, и доказать, что сам Бацька не возражал бы по поводу моего конституционного права попить пивка. Это не помогло: оказывается, пиво не продавали до двадцати ноль-ноль.
Тем временем райтеры заканчивали свои работы, начатые еще вчера. Первым, кого я встретил, пока искал своих, был представитель африканской расы с длинными дредами, вырисовывающий что-то, стоя на приставной лесенке. «Один из обещанных зарубежных гостей фестиваля», – подумал я и ошибся, поскольку «темнокожий» тут же обернулся и крикнул кому-то: «Ну чё, посмотри-ка!». Вскоре Сік опроверг мою теорию о «зарубежном госте», сообщив, что «темнокожий» этот – не кто иной, как Oskes, с которым он рисовал весной в Москве, и что цвет его кожи объясняется недавним отдыхом в Евпатории.
Остальные личности не вызвали у меня повышенного интереса, а сытая физиономия Can2, рисующего в подростковом стиле, который он почему-то гордо называет олд скулом, даже раздражала слегка. Что касается товарища Boe из «Виа График», то его работу мне удалось разыскать лишь на следующий день. Размер ее удивил. Не поймешь – то ли большую часть краски у него украли, то ли поленился парень. А ведь возможность наблюдения за процессом творчества одного из «виаграфиков» послужило для меня одним из главных аргументов в пользу приезда.
Конечно, эти ядовитые замечания я делаю исключительно из желания воссоздать более-менее полную картину фестиваля. На самом деле то, что творилось на набережной города Гомеля, повергло меня в восторг. Не раз и не два прогуливаясь вдоль ее преображенного участка, я поражался смелости и жизнелюбию белорусов, сумевших заварить всю эту «кашу». Что касается качества работ, то, по-моему, каждый вправе оценивать их исходя из собственного вкуса. Что-то могло нравиться, что-то нет, но надо признать, что почти все работы были выполнены на должном уровне, что выгодно отличало фестиваль от нашей «Битвы года» в Ялте, в которой бал правили школьники, вооруженные баллонами с краской.
Из того, что понравилось мне, могу назвать «ощетинившийся» шрифт вышеупомянутого райтера Oskes, по экспрессивности напомнивший мне стиль Vania из Парижа; вереницу работ True Stilo из Минска, в частности, их characters, умело вписанные в композицию; душевные зарисовки из жизни подмосковных Мытищ, где, оказывается, не только вагоны для метро умеют делать; графическую композиция парней из города Молодечно, что под Минском, вполне оправданно отдавших предпочтение кистям перед баллонами; шрифты и темы наших райтеров и т. д. Украинская делегация, радостная встреча с которой предшествовала просмотру шедевров, была представлена в следующем составе: Сік (WSK) из Луцка, киевский мастер WaOne (IK) и его друг Geks, а также сразу четыре участника, прибывших из Тернополя – Fleck, Nek, Mеш, Smel (некоторые – WSK, другие – SWB) и запоздалый делегат от PS/CR (Червоноград – Киев). У меня остались серьезные подозрения, что это неполный список наших соотечественников – иначе как объяснить появление изображения казака с «оселедцем» прямо посреди речки, на одной из подпор моста?
Разжившись пивом, причем не каким-нибудь, а «Крыницей» – единственным пивом, на этикетке которого все надписи были напечатаны на белорусском языке) и слегка пошатываясь, я приступил к работе. Грунтовать было нечем, поэтому пришлось работать непосредственно на сырой бетонной поверхности, на которой уже оставил свой «автограф» какой-то Борис. В целом своими художествами я остался доволен.
Наступил вечер, и песня «Касіу Ясь канюшину», звучавшая в моей голове в течение дня, сменилась на менее ритмичную, но зато более актуальную «А я лягу-прилягу край гастінца с дарогі». И действительно, пора было подыскивать место для ночлега, поскольку перспектива вздремнуть «край гастінца» (то бишь, в кювете), пусть даже на «хвылінку», меня категорически не устраивала. К счастью, мне удалось проникнуть в самое настоящее белорусское общежитие, где размещались многие из гостей фестиваля. На входе вместо предъявления пропуска я просто сказал «здрасьте».
В гостеприимном общежитии дело шло к пиру. Расставив в коридоре блока столы и выставив на всеобщее обозрение несколько бутылок с прозрачной жидкостью, белорусы затребовали от нашей делегации сало. Для отвода глаз нами тут же был изобретен лозунг, который на белорусском языке звучал так: «Украінцы не ядзяць сала!». Но храбрые белорусы не растерялись и стали пить водку как есть. Разделить с братьями горькую участь поспешили тернопольские райтеры. Выпив за самые высокие идеалы и дойдя до той отметины, когда требование белорусов общаться на русском стало тернопольцами игнорироваться, интернациональные силы решили прогуляться по ночному Гомелю. Предчувствуя, что на этот раз «здрасьте» вместо пропуска не пройдет, я остался в тепле. Разумность моего поступка подтвердило дальнейшее развитие событий: в результате ночных приключений большей части частично законопослушных белорусов пришлось ночевать под надежной охраной милиционеров.
Я їду додому
Следующий день был днем расплаты. Вчерашняя пища рвалась наружу, «вертолеты» продолжались; в троллейбусе я чуть было не свалился в обморок. Обменяв пару гривен, пошел на автовокзал и купил билет на автобус, направляющийся в Чернигов. С билетом в кармане я почувствовал себя более комфортно. Вскоре самочувствие улучшилось. На набережной у реки царила мирная атмосфера. Я просмотрел работы в последний раз и, распрощавшись с земляками, поспешил на автобус. В автобусе я встретил старушку, которой помогал провезти через границу овощи, и уже приготовился снова стать контрабандистом. Однако она успокоила меня, сказав, что везти овощи в Украину нет никакой необходимости, и угостила вафлями «Артек». Четыре часа сна в электричке пролетели как одно мгновение. Выйдя из вагона на вокзале в Киеве, я увидел небольшую стайку беспризорников, оснащенных полиэтиленовыми пакетиками и тюбиками клея. Вот я и дома.
Добавлено (09.08.2007, 03:16)
---------------------------------------------
СЛОВАРЬ ГРАФФИТИ
Граффити (от итал. graffiti) – различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые на поверхности стены или наносимые на нее с помощью краски. Могут представлять собой магические заклинания, тайные символы религиозных сект, а также носить бытовой характер, маркируя чью-либо собственность или являясь своеобразным способом переписки и обмена информации. Диапазон современных граффити весьма широк: от политических, обычно оппозиционных, лозунгов до всякого рода любовных признаний и непристойных надписей в общественных туалетах.
Направление в авангардизме последней четверти 20-го века, ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные с помощью аэрозольных красок в психоделической манере. Для граффити специально отводятся урбанистические зоны, что способствует его интеграции в профессиональное русло. Также стиль граффити применяется в станковом и монументальном искусстве (один из представителей – американский художник К. Херинг).
Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, который, как правило выполняется с помощью "bubble letters" и отражает название команды или имя самого райтера. Распространенные цвета – черный/серебряный (белый) и желтый/красный.
Crew – несколько райтеров, объединенных в одну команду.
Writer – райтер – художник, рисующий граффити.
Tag – тэг – подпись райтера. Выполняется с помощью краски или маркера одного цвета.
Piece (от «masterpiece», шедевр (англ.)) – рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, степень дерзости райтера. Выполняется с помощью краски; количество цветов не ограничено.
Burner – особо яркий и выдающийся рисунок (имеет значение количество использованных цветов, а также размер).
Background – фон, на котором помещается основная часть рисунка.
Taggers – тэггеры – художники, оставляющие на стенах и других поверхностях исключительно свои подписи в виде логотипов.
Cap – кеп, кэпс – насадка на баллон. Существуют различные типы насадок, позволяющие регулировать толщину линии.
To piece – создавать рисунок (piece).
To kill – полностью зарисовать стену, вагон (например: He killed thе whole car).
To rack some cans – воровать баллоны. Изначально большинство райтеров воровали краску в магазинах хозяйственных товаров.
Yard, train yard – депо, отстойник для поездов
Whole car – рисунок, занимающий всю поверхность вагона.
Filling – зарисовка внутри контура (кроме прорисовки деталей).
To fill in – заполнять контур.
Highlights – блики, которые наносятся на рисунок в последнюю очередь и помогают в создании ощущения завершенности.
Wild style – стиль написания букв, который основан на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые рисунки, выполненные в этом стиле, практически нечитаемыми.
Bubble letter – один из самых старых стилей написания букв в граффити, в котором главное – мягкость и объемность их форм.
Daim style – псевдотрехмерный стиль, выполненный без контура, в котором основной акцент сделан на тенях.
Blackbook, piecebook, sketchbook – блокнот, в котором райтер делает зарисовки.
Sketch – набросок, эскиз. Может быть как черно-белым, так и цветным.
Toy – 1) неопытный граффитист; 2) человек, который занимается граффити не из любви к искусству, а по каким-либо другим причинам.
To bite – копировать чей-либо стиль.
To buff – закрашивать рисунок. Зачастую закрашивание делается по распоряжению городского начальства.
To cross out –нанести свой рисунок поверх рисунка другого райтера. Считается актом неуважения.
Добавлено (09.08.2007, 03:17)
---------------------------------------------
Несколько советов начинающим райтерам
Собираясь на бомбинг, надевайте перчатки – на руках не останется следов от краски.
Не стоит покупать дешевые баллоны: пострадает качество вашего рисунка.
Перед тем как отправиться рисовать, четко определитесь, что именно вы хотите изобразить. Стена не терпит импровизаций – это не бумага.
Краска – основной инструмент граффитиста. Самой популярной краской уличного художника была и остается аэрозольная нитроэмаль, которую можно приобрести в магазине хозяйственных товаров или на автомобильном рынке. При покупке удостоверьтесь в том, что никто не открывал баллон до вас.
Баллоны лучше не использовать при температуре ниже 0. Зимой они ведут себя довольно капризно, да и руки могут примерзнуть к металлу. Лучше всего рисовать в теплую и безветренную погоду. Если дует ветерок, следует учитывать его направление и не рисовать против него.
Перед употреблением баллон необходимо как следует встряхнуть, чтобы краска смешалась с растворителем, иначе вначале будет выходить именно он, а краска останется в баллоне и засохнет.
Всегда готовьте краску и кепы заранее; при себе надо иметь пару запасных насадок
Наиболее полная струя краски выходит только из вертикально направленного баллона. Если вы рисуете впервые – начните с тэга. Это должна быть цельная и стильная подпись, являющаяся образцом вашего индивидуального стиля.
Перед выполнением крупной работы набросайте скетч, который позволит упростить воплощение ваших идей у стены. Полезно предварительно разметить стену маркером, мелком или краской.
Если вы рисуете без специальных насадок, то толщину линии можно регулировать с помощью уменьшения или увеличения расстояния между стеной и баллоном. Баллон, расположенный ближе к поверхности, дает более тонкую линию и наоборот. Проводя баллоном вдоль поверхности стены быстро, вы получите тонкую рассеянную линию; с замедлением движения вашей руки цвет будет становиться более густым. Баллон нужно держать уверенно. Если вы станете слишком долго держать баллон в одной точке, краска потечет.
Закрашивание происходит от светлых цветов к более темным.
При закрашивании обязательно дождитесь, пока нижний слой краски как следует подсохнет.
Не допускайте потеков и грязи – это признак низкого качества рисунка. После завершения работы не забудьте убрать за собой. Делать это следует не только из соображений культуры, но и из элементарной предосторожности – на дне любого баллона всегда найдется немного краски, с помощью которой кто-то из недоброжелателей может испортить вашу работу.
Добавлено (09.08.2007, 03:18)
---------------------------------------------
О краске
Чаще всего для создания рисунков применяется автомобильная краска. Их существует огромное множество, однако особого упоминания достойны лишь несколько марок, поскольку именно они являются наиболее распространенными на нашем рынке.
Характеристики красок приводятся в соответствии с принципом «от худшего к лучшему».
1) King – наверное, самая отвратительная краска, которая сильно впитывается в стену. Ее покупать не следует. К тому же она быстро кончается, поскольку очень редко баллоны заполнены доверху.
2) Fiesta – по качеству и по цене подобна предыдущей. Палитра у нее побогаче, и впитывается она меньше. Может применяться для бомбинга, но не более того. Неплохой кеп дает довольно тонкую струю, поэтому после использования баллона его лучше снять и сохранить для следующего раза.
3) Touch&Tone – краска для отделочных работ. Меньше течет и впитывается. Дает широкую струю. Кеп имеет тонкий штырек, поэтому при использовании сменной насадки ее, возможно, придется подточить.
4) ColorWorks – хороший по качеству и количеству краски баллон, который имеет один существенный недостаток: кепы ColorWorks не подходят ни к Abro, ни ко всем остальным. Необходимо израсходовать всю краску за один раз, поскольку она часто засыхает в месте выхода из баллона, что делает его непригодным к дальнейшему использованию.
5) Abro – наверное, каждый начинающий граффитист в первую очередь сталкивается именно с этой краской, очень распространенной в России. Подходит для бомбинга, но не для более серьезных работ. Особенно часто с ее помощью выполняются серебряная заливка и окантовка черным цветом. Неустойчива к холоду, быстро начинает течь. Палитра скудная, но присутствуют нестандартные цвета. Баллоны снабжены неплохими кепами. Сохнет довольно долго.
6) Lada – отечественная краска; хорошая, но дорогая. В основном ее привозят из Финляндии, что и отражается на стоимости. Краска густая, палитра довольно разнообразная.
7) American Colors – краска хорошего качества. Выпускаются всевозможные виды баллонов: краски, препятствующие возникновению ржавчины, обычные, флуоресцентные, оттеночные. Прекрасное соотношение цены и качества.
8) ACE Hardware – продукция этой фирмы делится на краски для внутренней/наружной отделки и краски, препятствующие возникновению ржавчины (rust-stop). Последние всегда дают насыщенный матовый или глянцевый цвет; баллоны всегда содержат больше краски. Положительной чертой ACE является также многообразие оттенков.
9) Motip – акриловая краска с хорошей палитрой, заслужившая большое уважение среди райтеров. Густая, отлично ложится на стену. Линия разбрызгивания четкая и без бахромы. Обычно используется для создания ответственных и требующих качества работ.
10) Rust-Oleum (или Painter's touch) – очень хороший аэрозоль, каждый баллон которого снабжен толстым кепом. Все краски этого производителя препятствуют возникновению ржавчины, что делает их вдвойне ценными. Краска очень разнообразна по цвету и тону, насыщенна. Делится на три типа: classic, garden, heritage.
11) Montana – краска, созданная специально для граффити, поэтому работать с ней – одно удовольствие. Ложится даже на кирпич, не теряя при этом цвет. Разнообразнейшая цветовая палитра.
12) Krylon (не перепутайте с Crylon)– мечта всех граффитистов. По мнению большинства райтеров, лучше этой краски не существует ничего. У нас встречается крайне редко, поэтому проверяйте с осторожностью.
Существуют также краски Champion, Flexa, American Fast Spray, Dutch Boy, Red Devil, Felton Expo Color, Sparvar, Belton, EX spray и др., однако они почти не встречаются у нас в России.
Добавлено (09.08.2007, 03:18)
---------------------------------------------
ТЕХНИКА РИСУНКА
Первый шаг, играющий немаловажную роль в выработке индивидуального стиля райтера – это создание скетча, или наброска, который довольно полно отражает круг интересов того или иного райтера относительно граффити. Стиль райтера можно сравнить с почерком. Со временем он отшлифовывается и становится все более индивидуальным. Научить стилю невозможно, но в этом и состоит прелесть граффити.
Вторым шагом является перенесение скетча с бумаги на стену. Это очень важный процесс, требующий наличия определенных навыков и умения. Подберите любой нейтральный цвет (желательно посветлее) и постарайтесь как можно точнее перенести набросок с бумаги на стену. Скетч представляет собой основу будущего рисунка. Даже опытные райтеры часто признают, что этот процесс является одним из самых сложных, ведь задача состоит в том, чтобы без искажений перенести изображение, увеличив его примерно в несколько десятков раз. Главное – следить за соблюдением пропорций; постоянно сравнивайте положение той или иной точки на стене с положением соответствующей точки на бумаге и наоборот. Не упускайте из виду соотношения величины букв и расстояний между ними. Мастерство придет с опытом.
Третье: после перенесения контура на стенку можно приступать к заполнению внутреннего пространства рисунка. Цветовая гамма ограничивается только пределами фантазии и хорошего вкуса райтера. Следует помнить, что рисунок должен бросаться в глаза не только дизайном, но и цветовым оформлением. Однако не забывайте об индивидуальном стиле: это основное средство завоевания уважения других райтеров. Без выработки собственного стиля добиться уважения очень сложно, если не невозможно. Сбалансировать рисунок легче всего, «охлаждая» теплые цвета с помощью более холодных (оранжевый – синим, красный – зеленым), или наоборот, «подогревая» холодную гамму более теплой. В данном случае соблюдение пропорций необязательно: части рисунка, закрашенные тем или иным цветом, не должны прямо пропорционально соответствовать частям, закрашенным другими цветами.
Четвертым шагом является создание фона для рисунка. Фон необходим по двум причинам:
он убирает ощущение «отдельности» рисунка от окружающего пространства, помогает скрыть тэги или троу-апы, нанесенные на стену ранее, а также позволяет исправить некоторые неточности или ошибки, допущенные при закраске. Важный совет: если рисунок в целом выдержан в теплых тонах, то фон для него должен быть холодным или темным.
Пятой частью процесса, одной из самых сложных, является нанесение окончательного контура, окантовки, определяющей окончательные очертания всего рисунка и форму букв. Чаще всего именно от окантовки зависит общее впечатление, которое производит на зрителя та или иная работа. На этой стадии очень важно быть предельно аккуратным, соблюдать правильную последовательность нанесения линий и их чистоту. Прежде чем начать выполнять окантовку, надо убедиться в том, что в запасе имеется достаточное количество кепов. Как известно, они часто засоряются, а четкую и аккуратную линию можно получить только с помощью чистого кепа. Спешить в нанесении окантовки – значит почти наверняка обречь себя на ошибку. С опытом в нанесения окончательного контура появятся и скорость, и аккуратность, но поначалу лучше придерживаться правила «тише едешь – дальше будешь».
Шестой этап наступает, когда рисунок можно в целом считать законченным. По желанию вы можете добавить вторую окантовку или блики, которые помогут в создании ощущения завершенности рисунка.
Работа выполнена; теперь она является очевидным и материальным свидетельством опыта, прилежности и воображения своего автора. К своим работам стоит относиться самокритично: таким образом в следующий раз вы сможете исправить те недоработки и ошибки, которые, возможно, допустили в этот раз.
Добавлено (09.08.2007, 03:18)
---------------------------------------------
Граффити и здоровье
Практически каждый райтер начинает рисовать, не задумываясь о влиянии краски на его здоровье. Конечно, не совсем удобно носить с собой перчатки и респираторы. Однако пока вы рисуете, пары краски остаются в воздухе, и при вдыхании оседают в легких и в носоглотке. Особенно опасно рисование в безветренную погоду или в закрытом помещении. Игнорирование техники безопасности приводит к возникновению «профессиональных» болезней – от астмы до рака легких и кожи. Так, например, легендарный нью-йоркский райтер Энтони Кларк, известный как A-one, скончался от инсульта, отчасти спровоцированного активным райтингом.
На самом деле всех неприятностей можно избежать, если вовремя позаботиться о защите – маске и перчатках.
Маска. Существуют специальные противоаэрозольные респираторы (которые не следует путать с обычными противопылевыми). Они состоят из нескольких фильтров – пылевого (бумажного) и газового (угольного). Для граффитиста особенно важен именно второй фильтр, задерживающий мельчайшие частицы краски. Маска должна плотно прилегать к лицу, при этом не затрудняя дыхания. Хранить респиратор нужно в сухом, проветриваемом месте. Приобрести его можно в магазинах, торгующих хозяйственными товарами. Менять респиратор нужно как можно чаще (1 – 2 раза в год); во всяком случае, это необходимо сделать, если вы начали через него ощущать запах краски.
Перчатки. Подойдут любые: летом – обычные медицинские, зимой можно надеть хлопчатобумажные.
Перед тем, как отправляться на райтинг, следует плотно поесть и выпить побольше жидкости, чтобы сделать организм менее подверженным воздействию токсинов. Кстати, молоко, вопреки всеобщему мнению, не выводит их из организма. Лучше сразу по окончании работы принять несколько таблеток поливитаминов
Добавлено (09.08.2007, 03:19)
---------------------------------------------
Грунтование стен
Если вы уже порядком устали от того, что краска впитывается, не давая желаемого результата, изменяет цвет или тон, лопается и осыпается при перепадах температуры, пора всерьез задуматься о качестве поверхности, на которую вы наносите рисунок. Чтобы избежать всего этого, следует прибегнуть к помощи грунтования, суть которого заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масляной или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой, состоящей из мела и клея. Наносимый материал образует слой, который не позволит краске впитаться в стену или осыпаться по прошествии некоторого времени.
Лучше использовать грунтовки, специально предназначенные для этой цели. Существует два вида таких грунтовок, которые выпускаются как расфасованными в банки, так и в аэрозольной форме. При желании грунтовку можно приготовить самому. Для этого нужно смешать воду, клей ПВА и мел до образования непрозрачной жидкости белого цвета. При высыхании грунтовка должна оставлять на поверхности клейкую пленку.
Если поверхность оставляет желать лучшего, ее нужно предварительно обработать: сначала удалить отваливающиеся куски, затем подшпаклевать места, требующие выравнивания. В конце прогрунтуйте требуемую часть поверхности стены.
Поговорим о конкретных поверхностях.
Ровный бетон – самая распространенная поверхность, поскольку бетонные плиты обычно используются для заграждения участков, отведенных под строительство. Требует грунтования, особенно если бетон очень пористый. Однако на загрунтованный бетон краска ложится хорошо.
Кирпич – хорошая поверхность, которую можно не грунтовать. Однако если кирпич очень старый, то вам скорее всего придется это сделать. Отдельная проблема – облицовочный кирпич с гладкой поверхностью: краска, нанесенная на него, течет. Существует и еще одна сложность – швы между кирпичами. В них краска впитывается лучше, и цвет ее при этом немного изменяется, поэтому грунтовать швы нужно с особой тщательностью.
ДВП – обычно используется для конкурсных и выставочных работ. Грунтовать нужно обязательно, грунтовку лучше использовать густую.
Стена, покрытая штукатуркой – чудесная поверхность. Грунтовать ее не обязательно, однако цвета приобретут слегка матовый оттенок.
Металл – не впитывает краску, однако требует особого подхода: краска, наносимая на него, легко течет. Можно использовать специальную грунтовку для автомобилей.
Стена, покрытая эмалью – крайне непригодная поверхность, краска на которой сильно течет. К счастью, такие стены встречаются нечасто. Эмалированные и металлические поверхности можно попробовать обработать с помощью грунтовки с высоким содержанием клея.
Дерево – поверхность, которая больше всех остальных впитывает краску. Грунтовать дерево почти бесполезно.
Добавлено (09.08.2007, 03:19)
---------------------------------------------
Кепы
Кепы – это насадки на баллоны, отличающиеся по своему назначению. С помощью различных кепов можно создавать толстые, тонкие, спиральные, зигзагообразные линии; существуют кепы, которые выпускают сразу две или три параллельных струи. Европейские и американские граффитисты, рисующие на железнодорожных составах, часто пользуются кепом, который дает очень толстую линию (шириной в ладонь и больше).
Skinny Caps дают очень четкую линию. При наличии определенных навыков с помощью этих насадок можно добиться и очень тонкой линии.
Fat Caps, название которых говорит само за себя (fat – «толстый», англ.), дают толстую линию. Существуют кепы, линия разбрызгивания у которых достигает ширины ладони.
Для создания законченного рисунка не всегда подходят кепы, которыми снабжает баллоны производитель: граффитисты в большинстве случаев используют краски, предназначенные для покраски автомобилей, а не рисования на стенах. Из этой ситуации существует два выхода. Вы можете использовать самодельные и покупные сменные насадки.
Покупные (skinny, fat, outline, inline и др.) насадки плохи лишь тем, что их невозможно достать в России.
Самодельные кепы изготавливаются граффитистами собственноручно. Для того чтобы краска выходила из баллона тонкой струей, можно воткнуть в кеп иглу от шприца, а затем заклеить место соединения иглы и кепа. Существует и другой способ: приставьте иглу к кепу тупой стороной и плотно припаяйте ее при помощи паяльника, так, чтобы не оставалось отверстий, через которые может проникнуть краска. «Игольчатые» кепы обладают одним существенным недостатком: они довольно быстро забиваются. Такого кепа хватает на выполнение всего двух-трех работ. Поэтому лучше использовать skinny – лини будут получаться не такими тонкими, зато четкими.
Можно также уменьшить ширину струи следующим способом. Обычно кеп состоит из двух частей: основной, несущей части и маленькой черной детали, из которой выходит краска. От диаметра отверстия в этой детали (среди граффитистов ее часто называют «пыжней») и зависит толщина струи. Чтобы уменьшить толщину струи разбрызгивания, нужно немного увеличить ее диаметр («раздраконить»). Для этого выньте «пыжню» из кепа и с помощью тонкой иглы слегка расширьте отверстие, проделанное в ней. Не переусердствуйте, поскольку слишком большой диаметр отверстия просто испортит кеп. Обыкновенная швейная игла не подойдет для этой цели – она слишком толстая. Необходимо довести диаметр кончика иглы до нужных размеров, обработав его с помощью точильного бруска или – еще лучше – точильного станка.
Добавлено (09.08.2007, 03:20)
---------------------------------------------
Стили граффити
Бабл (Bubble)
В переводе с английского это слово означает «пузырь». Буквы, нарисованные в этом стиле, округлялись, становясь почти неотличимыми друг от друга, и производили впечатление «надутых», похожих на пузыри, готовые вот-вот разорваться или лопнуть. При создании рисунка использовалось, как правило, небольшое количество цветов. В основном это были два-три контрастных цвета, например: черный и белый, черный и серебряный и т. д. Этот стиль довольно прост в освоении; создание рисунка занимает очень мало времени. Поэтому чаще всего бабл используется для нелегального и быстрого рисования в оживленных местах (метро и т. д.). Размеры рисунка могут варьироваться: от полуметра в длину и высоту до десятков метров(!) Чаще всего этот стиль используется для бомбинга. (Бомбинг – это процесс, похожий на тэггинг, однако надписи становятся значительно крупнее, и в их создании обычно используются краски нескольких цветов.) Бомбят чаще всего в «сложных» местах, то есть, в таких, куда трудно добраться и где сложно рисовать. Однако рисунок должен находиться на видном месте, чтобы его могло видеть как можно большее количество людей.
«Дикий» стиль (Wild Style)
Название хорошо отображает суть стиля. Кто-то округлял буквы, а кто-то, наоборот, старался их как можно больше «сломать», загнуть и окончательно запутать. Этот стиль отличается прежде всего нечитабельностью надписей. Слова настолько запутанны, что иногда даже бывалым райтерам (не говоря уже о простых людях) не под силу разобрать, что же написано на стене их коллегами. И только сами представители этого стиля способны прочитать зашифрованный текст. Сложности в прочтении вызваны прежде всего тем, что граффитисты снабжают буквы дополнительными элементами, сбивающими читателей с толку. Эти элементы либо отходят от букв в разных направлениях и последовательности, при этом переплетаясь между собой, либо подведены к другим буквам слова, образуя с ними единое целое. И подчас разобрать, где заканчивается одна буква и начинается следующая, способны только опытные эксперты граффити. Используются также различные стрелки, круги и другие фигуры, не относящиеся к буквам, но усложняющие общий вид рисунка. Часто созданию полной неразберихи способствует также и раскраска. Представители «дикого» стиля обычно используют очень много различных цветов и оттенков, которые не обязательно должны сочетаться между собой. Однако этот стиль и задумывался для того, чтобы рисунки были красивыми, яркими и непонятными, а также привлекали всеобщее внимание своей неординарностью. Сам стиль довольно сложен в исполнении; выполнение рисунка занимает много времени. Необходимо нарисовать прямые и четкие линии, раскрасить все и нигде не ошибиться. Придумать рисунок тоже довольно сложно, поэтому чаще всего он рождается в спокойной обстановке, в тихом месте, где ничто не должно мешать граффитисту полностью посвятить себя любимому занятию. Размеры рисунков колеблются от 1,5 до 10 (и больше) метров в длину и от 0,5 до 2 метров в высоту. Используется три-четыре цвета. Существует множество разновидностей стиля.
Стиль Дайма (Daim style), или 3D-стиль
Стиль, придуманный относительно недавно, в 90-е годы ХХ века. Назван по имени своего создателя, немецкого граффитиста Дайма, который входит в одну из известнейших на сегодняшний день команд FX Cru. Этот стиль отличает полный, абсолютный объем букв, которые кажутся трехмерными. Он по праву считается самым сложным из всех стилей граффити. Придумать рисунок очень сложно: для этого необходимо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением. Далеко не каждый граффитист способен работать в этом стиле, требующем также длительных тренировок. Важно также наличие таланта.
Чаще всего работы в этом стиле выполняются на заказ. 3D очень сложен в исполнении, требует много краски, времени, хорошей поверхности и спокойной обстановки. Часто стиль применяется в оформлении различных клубов, рекламе и т. д. Из всех стилей этот наиболее зрелищен и производит самое глубокое впечатление на зрителей (в том случае, если он выполнен качественно). Размеры рисунков – от нескольких дм2 до 10 метров в длину и 3 – 5 (бывает и больше) в высоту. Используется различное к